Рихтовка – это комплекс работ, направленных на восстановление изначальной формы кузова автомобиля. То есть, устранение вмятин, выпуклостей, изгибов и прочих деформаций металла. Эти деформации появляются на кузове довольно просто и быстро. Причины могут быть разные:
Правка кузовного металла – занятие непростое, это делают опытные специалисты в специально оборудованных боксах, орудуя сложными разнообразными инструментами. Поэтому самостоятельно такое делать в домашних условиях категорически не следует, иначе результат может вас разочаровать. Если на кузова появились вмятины, изгибы и прочие деформации, устранять их нужно как можно скорее, иначе ржавчина появится и распространится быстро.
На том месте, где металл деформируется, он либо растягивается, либо сжимается. Рихтовщик эти растяжения и сжатия должен убрать так, чтобы от них не осталось следа, и чтобы в других местах этих растяжений и сжатий не образовалось. По этой причине к процессу рихтовки нужно подходить с умом, знать, какой инструмент и метод устранения деформации нужно выбирать для определенного типа деформации, определенного размера и участка. Это наука, изучать которую нужно долго. Простая перфорация молотком с обратной стороны вмятины может привести к тому, что металл деформируется еще сильнее.
Как уже было сказано, сам процесс рихтовки может быть очень долгим и сложным. Какие-то повреждения можно устранить с помощью простых инструментов, а другие требуют закрепления машины на стапелях и использования многочисленных насосов, пневматического и вакуумного инструмента, рихтовочных молотков, блоков, креплений.
Для того, чтобы устранить небольшие повреждения и деформации, глубиной 1-2 мм и размером до сантиметра, часто используется тепловой метод. При нем металл сначала нагревается, вследствие чего расширяется, затем охлаждается – сжимается. Чередуя нагрев и охлаждение с одновременной перфорацией в нужных участках, можно привести металл в нужную форму.
Есть и множество других методов: вакуумные или механические зажимы, которые присоединяются к кузову и постепенно вытягивают его до нужной формы – такое применяется при обширных деформациях. Еще один интересный метод – электротяга. Тонкий щуп устройства приваривается (длительность сварки очень мала – доли секунды) к кузову, затем он вытягивает вмятину. И много других разнообразных методик.